По имеющимся данным
вентильный рог возник после 1816 года, сначала с двумя, а несколько позже, с
1830 года,— с тремя вентилями. Поскольку правая рука исполнителя была занята
раструбом, вентильная клавиатура предназначалась для левой руки. В дальнейшем
это положение закрепилось.
Ранние образцы такого рода
как бы соединяли два натуральных инструмента разных строев в один. Чаще всего
это были...
Вентиль — специальный
механизм для мгновенного изменения длины ствола инструмента. Такое изменение достигается
подключением вмонтированных в инструмент дополнительных трубок, удлиняющих путь
воздушного столба.
Вентиль представляет собой замкнутый цилиндр с двумя
сквозными боковыми отверстиями, одно из которых направляет воздух в дополнительные
трубки, другое — в основной канал. Специальный клапан внутри цилиндра, приводимый
в действие клавишей, открывает то или иное из отверстий, изменяя, таким
образом, строй инструмента.
В этом разделе речь пойдет
обо всем семействе мундштучных, за исключением, разумеется, тромбона,
обладающего, как известно, хроматическими возможностями с момента возникновения.
Исходным этапом следует
считать хроматизацию валторны (рога) и трубы, послужившую образцом и эталоном
аналогичных преобразований всех других представителей мундштучного семейства. Новая эра валторны (как и
трубы) наступила во...
В начале 1860-х годов французский военный
капельмейстер В. Саррюс в содружестве с инструментальным мастером П. Готро
создал новый язычковый инструмент с двойной тростью, получивший по имени своего
изобретателя название сарюсофон (фр. sarrussophone; тал. sarrusofono; нем. Sarrusophon). Он имел металлический (латунный) ствол
конической формы и 18 прикрытых круглыми клапанами отверстий, расположенных в
строгом соответствии с принципами Бёма...
Геккель создал новую, вошедшую в обиход и используемую до
сегодняшнего дня конструкцию контрафагота. Следует подчеркнуть, что хотя
контрафагот Геккеля воспринял некоторые особенности французской и немецкой
фаготной клапанной систем, он никоим образом не является увеличенной копией фагота
(как, допустим, геккельфон-гобой), и прежде всего потому, что отверстия на его
стволе размещены, в подавляющем большинстве, на акустически правильных
позициях. Отсюда — обилие клапанов, снабженных длинными осями. Близость фаготу
проявляется в сохранении свойственных фаготным конструкциям длинных, глубоких
сверлений для отверстий левой руки. Новый контрафагот имел и
другие конструктивные отличия от фагота. Ему...
В течение первой половины XIX столетия
общая эволюция духового инструментария, и в особенности фагота, усовершенствованного
Геккелем, затронула и контрафагот. Внимание к нему было привлечено и в связи с
требованиями партитур нового времени, все более расширявших диапазон оркестра,
вплоть до нижних границ фортепианных и органных звучаний...
В то время как французская и немецкая системы, оттесняя одна другую, совершенствовались каждая в намеченном направлении, Австрия культивировала свой собственный фаготный тип, так называемый венский фагот, наиболее ярко представленный работами фирмы «Циглер и сын» (1852—1878), Иоганна Штеле (1840—1855), Карла Штехера (с 1865) и других. Подобно геккелевским, венские фаготы сохранили позицию клапана нижнего Es (для мизинца левой руки), позднее получили клапан Cis (для того же пальца), имели дублированные Fis и Gis на нижнем колене. Вместе с тем канал венского фагота следовал...
Эти серьезные конструктивные нововведения
явились характерной особенностью уже ранних геккелевских моделей и сохраняются
до наших дней. Хотя проблема коренного улучшения тембра ими полностью еще не
была решена, возможности новых инструментов (особенно по линии интонационной и
динамической), безусловно, обогатились, и это сразу же выделило их на общем
фоне фаготного строительства первой половины века...
Основное внимание уделено уточнению конической формы воздухопроводящего канала. Этот филигранный в своих деталях процесс был длительным, связанным со всеми этапами становления совершенной геккелевской модели. Что же касается преобразований механизма, то еще при жизни Альменредера, в 1843 году, отверстие в...
Альменредер начал с интонации. Причину неустойчивости звуков ля он усмотрел в неудачном расположении на нижнем колене («сапоге») VI игрового отверстия и заменил его двумя, высверленными приблизительно на 180—220 мм ниже по направлению к малому каналу. Оба они прикрывались одновременно при помощи длинного клапана с двумя подушками на рычаге. Кроме того Альменредер усовершенствовал нижний регистр, добавив отсутствовавший....