Недостатки классических французских фаготов в 1820— 1830-х годах были, однако, еще слишком велики. Наиболее чувствительным из них являлась неточность интонации, но особенно — неустойчивость звуков ля, в двух средних октавах склонных к повышению. Этот порок, частично сохранившийся даже в современных инструментах французской системы, был в XIX столетии буквально камнем преткновения для исполнителей, преодолевавших его лишь путем нескончаемых упражнений. В конечном счете это переросло рамки частной проблемы: на фоне общего, довольно уже высокого уровня камерного, оркестрового, оперного музицирования бесконечные срывы и фальшивые звукоизвлечения выглядели досадными «кляксами», нередко сводившими на нет усилия целых коллективов. Начиная с 1825 года на базе инструментальной...
Конструктивные преобразования, захватившие в середине века флейту, гобой и кларнет, не могли не затронуть и фагот. К нему обращаются известные конструкторы А. Бюффе (1831 — 1885) и Ф. Триеберт (1813—1878). Их шестнадцати- и девят-иадцатиклапанные фаготы, оснащенные по предложению профессора Парижской консерватории Е. Жанкура (1815—1900) кольцевыми клапанами-«очками» для подстройки и усовершенствования ряда аппликатур, имели довольно широкое распространение.
Приблизительно в 1850 году, уже на склоне своей деятельности, Савари снабдил это отверстие специальным клапаном, который при помощи удлиненного стержня управлялся мизинцем левой руки, но мог вводиться в действие и автоматически, одновременно с нажатием клапанов а и с (на малом колене). Это управляющее устройство, несколько видоизмененное в условиях немецкой системы, стало непременной частью фаготных конструкций. Без него не обходится ни один современный инструмент. Таким образом, изобретение Савари получило обобщающее значение для обеих — французской и немецкой — систем строения фагота. В свое время фаготы Савари-младшего в несколько модернизированном виде (с двенадцатью, пятнадцатью и шестнадцатью клапанами) были скопированы лондонской фирмой «Кей и К0» (1807—1853)
Продолжая дело своего отца (также известного мастера Савари-старшего,
выпускавшего в Париже в 1788—1826 гг. девяти-клапанные фаготы и контрафаготы),
Савари-младший в 1823 году основал собственную фирму, просуществовавшую до 1850
года. Его инструменты пользовались большой славой. Подобно старинным скрипкам,
они долгое время переходили от поколения к поколению и некоторые из них можно
было встретить еще в начале XX века.
В рассматриваемый период фаготы
Савари-младшего имели одиннадцать клапанов и, очевидно, впервые получили
используемое и ныне отверстие на эсе, которое способствует извлечению и
некоторых звуков верхнего регистра.
Немецкий фагот претерпел
длительную эволюцию, о которой будет сказано в других статьях на нашем замечательном сайте. В своем окончательном
варианте он представляет собой инструмент с широким каналом правильной
конической формы и совершенным клапанным механизмом. Его яркий, ровный во всех
регистрах тон сохраняет свой характер в довольно широких динамических рамках:
от относительна сильного форте до нежного пиано. Регистры инструмента лишены
ощутимых провалов, интонация устойчива...
В XIX столетии искусство игры
на фаготе развивалось в условиях усиления ранее лишь намечавшегося
соперничества между французской и немецкой школами. Каждая из них по-своему
определяла как стиль исполнения, так и тип инструмента, которым пользовался
музыкант.
Французские и немецкие фаготы
различны по конструкции, но...
Инаконецсочные,словнопикантные стаккато басового саксофона,
специфичность его своеобразного тона в коротких соло, сделали этот инструмент
незаменимым в небольших, характерных ансамблевых эпизодах.
Достоинства саксофона были признаны сразу. Сохранился, очевидно, даже
преувеличенно восторженный отзыв Г. Берлиоза, рассматривавшего его как лучший
среди духовых инструментов. Берлиоз ссылался при этом на красоту, разнообразие
тембра и огромные технические возможности. Уже через год после оформления
патента саксофон проникает в...
Возник своеобразный
инструмент с мощным, сочным, несколько прямым звуком,
напоминающим виолончельный, но сохранившим в то же время специфику
духовых тембров. Окраска нижнего регистра напоминает, в частности...
Спецификасаксофонаобусловиларяд аппликатурных особенностей. Вот некоторые из них, характер ные, по мнению А. Байнса, для инструментов середины XIX века: нормальная аппликатура в достигалась при помощи бокового клапана. Боковой клапан с служил для...