Предыдущая страница - Музыкальный инструмент басгорн Дальнейшим усовершенствованием английского басгорна явился
хроматический басгорн (Chromatische Basshorn) Г. Стрейтвольфа из Геттингена
(1826 г.). Он имел металлический раструб, изогнутый эс с чашеобразным
мундштуком, 2 открытых отверстия и 10 прикрытых клапанами. Изменения канала
придали силу и чистоту тона. Благодаря дополнительным клапанам увеличился
диапазон инструмента, охвативший теперь более трех октав: A1—B1—h1
Нет возможности описать все
многочисленные виды вертикальных (фаготного типа) серпентов, появившихся в
большом числе в первой половине XIX века. Некоторые из них получили
оригинальное оформление—декоративные раструбы в форме головы дракона, иногда
даже с болтающимся языком. Под разными наименованиями они распространились в
Европе. Перечислим наиболее известные: в Англии — хиберникон, серпент-клеид;
во Франции — серпент-Пифо, серпент-форвелль, опиба-ритон, опимоноклеид; в Германии
— хроматический басгорн, бас-эфониум,
русский фагот. Все они, очевидно, были схожи между собой, и потому мы
можем судить о них по описанию русского фагота, сделанному Берлиозом, который,
указывая на бесхарактерный тембр, неустойчивость интонации инструмента,
заметил, что его можно было бы «без малейшего ущерба для искусства вычеркнуть
из состава семьи духовых...»
Кажется, поиски, идущие от
серпента, зашли в тупик. Однако путь к басовому духовому инструменту, который
мог бы ответить растущим требованиям нового оркестрового творчества, был еще
далеко не завершен.
|