Но и много позднее, вплоть до
нашего века, встречались еще (особенно в Италии) последователи французского
метода, продолжавшие во время игры держать мундштук тростью вверх (правда,
Мюллер утверждал, что на качество звука это не оказывает существенного воздействия).
Музыкальные фирмы производили инструменты обеих систем, причем это касалось не
только основного вида, но и всех его модификаций, включая используемые в
военных оркестрах и специальные модели для начинающих.
Инструменты той и другой систем равно
использовались в практике, заявляя о себе лишь некоторыми специфическими
особенностями тембра. Так, немецкие инструменты считались более подходящими
для страстного эмоционально-приподнятого характера кларнетовых соло в
веберовском «Вольном стрелке», чистый же, светлый колорит французских
кларнетов скорее соответствовал настроению вступления к вагнеровскому
«Парсифалю» или...
Преимущества усовершенствований кларнета Мюллером были очевидны: звукоряд стал
гораздо ровнее, звучание приобрело полноту, улучшилась интонация, легче стало
играть в тональностях с большим числом знаков, увеличились возможности трелей,
тремоло, но главное — по единогласному мнению современников — возник
неповторимый по колориту тембр (разумеется, при наличии соответствующего
мундштука — небольшого с узким суживающимся пазом и очень длинной, достигающей...
В самом начале XIX столетия конструктивным
изменениям подвергся и кларнет. Их автором явился выдающийся кларнетист-виртуоз
и инструментальный мастер Иван Мюллер (1786— 1854). Задачи, стоявшие перед ним,
были во многом сходны с теми, которые решались в этот период при
усовершенствовании всех флейтовых и язычковых духовых инструментов. Классический
пятишестиклапанный кларнет эпохи Моцарта все менее соответствовал новым
музыкально-эстетическим требованиям. Главные его недостатки...
К этому времени французская исполнительская школа получила в Европе (за
исключением Германии и России) несомненный перевес. Исполнители, игравшие на
той или иной модели Триеберта, легче овладевали чистотой, устойчивостью тона,
выразительностью тембра, свободой, многообразием динамики. По сравнению с ними
представители немецкого направления заметно проигрывали в...
Ф. Триеберт в 1849 году изобрел свою собственную
систему, иногда неправильно именуемую бёмовской из-за применения в ней
кольцевых клапанов. В действительности эта система...
Перенесенная на гобой клапанная механика Бёма следует непосредственно за механикой бёмовской конической флейты: открытый оклапан с тыльной стороны ствола, e-клапан для левого большого пальца, открытый клапан на лицевой стороне ствола, обычное для инструментов данной системы устройство коррекции fis, а иногда и боковые клапаны, например для трели в — с (как на флейте) или боковой клапан в. Наряду с фирмой «Клозе-Бюффе», гобои с бёмовским механизмом производил и Триеберт. Первоначально они имели успех, но вскоре выявился ряд очевидных погрешностей.
Известный английский гобоист А. Баррет указывал на некоторые...
В течение 1830-х годов Шарль Триеберт выпускает четырнадцатиклапанные инструменты, имевшие по сравнению с вышеописанными десятикла-панными добавочные клапаны с2, в1 а также f и es с удлиненными рычагами.
Однако широкого применения в практике это нововведение не получило, и большинство мастеров продолжало специализироваться на десятиклапанных инструментах. Так продолжалось до 1840 года, когда брат Шарля — Фредерик Триеберт выступает со своей системой, обогатившей бытовавшую модель вторым октавным клапаном, «полудырочным» отверстием, удлиненным клапаном es для левого мизинца и специальным приспособлением, корректирующим fis (оно состояло из маленького клапана для продувания и колец на V и VI игровых отверстиях). Эти кольца, заимствованные из механизма бёмовской конической флейты, тогда же были применены Саксом к кларнету.
Искусство игры на гобое в описываемую пору явственно обнаруживало две тенденции, определяемые приверженностью к немецким либо к французским традициям, а соответственно и к инструментам немецкой или французской системы. Исполнители немецкой школы постепенно уступали свои позиции представителям французского направления, использовавшим гобойные конструкции, изобретенные и настойчиво внедряемые выдающимися французскими инструментальными мастерами братьями Шарлем (1810—1867) и Фредериком (1813—1878) Триеберт.