Доходный дом Шапиро, арх. вероятно Ф.А. Троупянский, 1900-е гг., вул. Разумовская, 36
Стиль: эклектика (немецкий неоренессанс).
Известны владельцы участка:
кин. XIX в. - 1906-1907 гг. - Ш. и Есть. Гузмани, Разумовская ул., 36 1906-1907 гг. - до Октябрьской революции - Шапиро (управляющий Зіндель Иосифович Штейнвер)
С
конца XIX в. участок принадлежал Ш. Гузману и Есть. Гузману, о которых
совсем ничего не известно. Также неподалеку, на Картомишівській ул., 10
жил С. Гузман, который держал бакалейную лавку. С 1906 или 1907 года она
оказалась в собственности у некоторого Шапиро, инициалы которого в
справочниках не указаны. Не исключено, что Гузмани и Шапиро были
родственниками и хозяйка дома сменила фамилию после выхода замуж. В
справочниках упоминается акушерка А.И. Шапиро-Глузман, которая жила на
Малой Арнаутской ул., 58. Владельцев еврейского фамилии Шапиро было
много в городе и ни один не указан, как такой, что живет в этом доме, и
поэтому определить истинного владельца достаточно сложно.
Существующий
на участке трехэтажный дом является одним из самых внушительных и
красивых сооружений улице. Он был сооружен в начале ХХ в. и по декором
немного похож городском начальном училище №25 на Розумовській ул., 23,
которое, вероятно, было построено архитектором Ф.А. Троупянским.
Напротив дома в 1910-х годах было построено также достаточно
внушительный дом Хаіма Вольфа, который по всем признакам относится к
творчества архитекторов Ф.А. Троупянского и А.И. Гольцвурма.Слід также
добавить, что Шапиро купил участок в то же время, что и владелец участка
№23 К.П. Кріона. Таким образом дом Шапиро также был построен
архитектором Ф.А. Троупянским.
Фасад дома Шапиро был сильнее
стілчзований в историческом направлении, чем здание училища и отделка
выполнен в ретроспективных формах немецкого ренессанса. Подобные
стилизации не были чем-то новым для Ф.А. Троупянского, который в начале
1900-х годов построил неоренессансовые дома Я.М. Нонче и Ивана Маркова.
Дом
П-образный в плане с длинными дворовыми крыльями. Фасад дома
однообразный в горизонтальном направлении, характер отделки меняется
ярусами. Первый этаж возможно предназначен под магазины и рустованный
линейным рустом, в котором перемежаются фактурные блоки с обычными, окна
второго этажа украшены вышивкой и веерными замками в стиле немецкого
неоренессанса. Замки вероятно были выполнены с не штукатуреної красного
кирпича, а дом был выкрашен в более приятный серый цвет, теперь же он
почти полностью покрыт штукатуркой и зеленой краской, что портит его
вид. Между окнами второго и третьего этажей устроены филенки, что
является точной копией филенок начального училища №25. Третий этаж дома
напоминает второй этаж училища (оба являются последними этажами), окна
имеют подобную наличник, как на втором этаже, но вместо віяльних замков
верхнюю часть окна украшает карниз с дентикул. В простенках устроены
своеобразные консоли в кирпичной технике, которые вероятно являются
элементами заимствованными из готического искусства. В консолях в духе
эпохи модерна расположены круга.
Дворовый проезд украшен
филенками, арками с лучковыми отверстиями. В арке расположен вход
парадного подъезда или до квартир первого этажа. Это может
свидетельствовать о том, что архитектор пытался разместить как можно
комнат в главном крыле, где могут быть три - четыре квартиры на этаж
вместо двух обычных. В местах стыков крыльев устроены подъезды с
обычными металлическими лестницами, однако данные подъезды достоверно
парадными для квартир главного крыла и дворовых крыльев. В середине
дворовых крыльев также устроены подъезды, которые проявляются наружу
неглубокими ризалитами. На заднем фасаде главного крыла для лучшего
освещения одной из комнат (вероятно гостеприимной). Дворовые фасады
выполнены достаточно просто.
В доме Шапиро была расположена
бакалейная лавка Ш. Скульского, одним из жителей дома была
акушерка-оспощепленник Есть. Авчинникова.
21.01.2013 года около
17:00 обвалилась часть брандмауэру правого крыла, что, вероятно,
произошло вследствие неисправного крыши. Вскоре их залатали.
Доходный
дом Шапиро отличается ярким видом и является одним из самых красивых
домов молдаванки и привлекает своим романтическим видом. К сожалению дом
подвергся разрушению и окрашенный по неверной цветовой схеме.