К этому времени французская исполнительская школа получила в Европе (за
исключением Германии и России) несомненный перевес. Исполнители, игравшие на
той или иной модели Триеберта, легче овладевали чистотой, устойчивостью тона,
выразительностью тембра, свободой, многообразием динамики. По сравнению с ними
представители немецкого направления заметно проигрывали в...
Ф. Триеберт в 1849 году изобрел свою собственную
систему, иногда неправильно именуемую бёмовской из-за применения в ней
кольцевых клапанов. В действительности эта система...
Перенесенная на гобой клапанная механика Бёма следует непосредственно за механикой бёмовской конической флейты: открытый оклапан с тыльной стороны ствола, e-клапан для левого большого пальца, открытый клапан на лицевой стороне ствола, обычное для инструментов данной системы устройство коррекции fis, а иногда и боковые клапаны, например для трели в — с (как на флейте) или боковой клапан в. Наряду с фирмой «Клозе-Бюффе», гобои с бёмовским механизмом производил и Триеберт. Первоначально они имели успех, но вскоре выявился ряд очевидных погрешностей.
Известный английский гобоист А. Баррет указывал на некоторые...
В течение 1830-х годов Шарль Триеберт выпускает четырнадцатиклапанные инструменты, имевшие по сравнению с вышеописанными десятикла-панными добавочные клапаны с2, в1 а также f и es с удлиненными рычагами.
Однако широкого применения в практике это нововведение не получило, и большинство мастеров продолжало специализироваться на десятиклапанных инструментах. Так продолжалось до 1840 года, когда брат Шарля — Фредерик Триеберт выступает со своей системой, обогатившей бытовавшую модель вторым октавным клапаном, «полудырочным» отверстием, удлиненным клапаном es для левого мизинца и специальным приспособлением, корректирующим fis (оно состояло из маленького клапана для продувания и колец на V и VI игровых отверстиях). Эти кольца, заимствованные из механизма бёмовской конической флейты, тогда же были применены Саксом к кларнету.
Искусство игры на гобое в описываемую пору явственно обнаруживало две тенденции, определяемые приверженностью к немецким либо к французским традициям, а соответственно и к инструментам немецкой или французской системы. Исполнители немецкой школы постепенно уступали свои позиции представителям французского направления, использовавшим гобойные конструкции, изобретенные и настойчиво внедряемые выдающимися французскими инструментальными мастерами братьями Шарлем (1810—1867) и Фредериком (1813—1878) Триеберт.