Искусство игры на гобое в описываемую пору явственно обнаруживало две тенденции, определяемые приверженностью к немецким либо к французским традициям, а соответственно и к инструментам немецкой или французской системы. Исполнители немецкой школы постепенно уступали свои позиции представителям французского направления, использовавшим гобойные конструкции, изобретенные и настойчиво внедряемые выдающимися французскими инструментальными мастерами братьями Шарлем (1810—1867) и Фредериком (1813—1878) Триеберт.
Эволюция строения гобоя имеет свои особенности. На протяжении XVIII столетия инструмент сохранял примитивную механику и в новый век вступил всего лишь двухклапанным инструментом, зато его дальнейшее совершенствование пошло в ускоренном темпе. Уже к началу 1820-х годов широкое распространение получает десятиклапанная модель, выпускаемая многими европейскими мастерами. Она не несла в себе ничего принципиально нового. По своему строению (в частности, форме воздухопроводящего канала, числу отверстий) это был все тот же классический гобой XVIII столетия, обогащенный отдельными достижениями новой клапанной механики. К двум старым клапанам ( с и дублированному es) последовательно добавлялись: сначала клапан, называемый нами октавным (в то время он использовался главным образом для облегчения восходящих легато в верхнем регистре и для помощи крайним высоким нотам, например е3 или f3; за октавным клапаном последовали боковые —для с2 и b. Из них клапан с был предназначен в первую очередь для быстрых последовательностей и трелей с участием в, а использование клапана в давало гораздо лучший звук, чем старинная вилочная аппликатура в нижнем регистре. С другой стороны, для с в обеих октавах и для верхнего в старые аппликатуры продолжали сохранять значение (на гобоях простой системы они действительны и до сегодняшнего дня). Клапан fis на нижнем колене открывался 6-м пальцем, создавая аппликатуру, использовавшуюся до введения колец на V и VI игровые отверстия. Новые клапаны для gis, f, cis и для нижнего в не требуют специальных пояснений. Трость такого гобоя имела гораздо более длинное «перо», чем современная (до 11 миллиметров от конца, по рисунку в руководстве Брода ).
В этот период Шарль Триеберт, немец по происхождению, получивший образование и работавший в Париже, направляет свои усилия к усовершенствованию системы гобоя.
|