В то время как французская и немецкая системы, оттесняя одна другую, совершенствовались каждая в намеченном направлении, Австрия культивировала свой собственный фаготный тип, так называемый венский фагот, наиболее ярко представленный работами фирмы «Циглер и сын» (1852—1878), Иоганна Штеле (1840—1855), Карла Штехера (с 1865) и других. Подобно геккелевским, венские фаготы сохранили позицию клапана нижнего Es (для мизинца левой руки), позднее получили клапан Cis (для того же пальца), имели дублированные Fis и Gis на нижнем колене. Вместе с тем канал венского фагота следовал...
Эти серьезные конструктивные нововведения
явились характерной особенностью уже ранних геккелевских моделей и сохраняются
до наших дней. Хотя проблема коренного улучшения тембра ими полностью еще не
была решена, возможности новых инструментов (особенно по линии интонационной и
динамической), безусловно, обогатились, и это сразу же выделило их на общем
фоне фаготного строительства первой половины века...
Основное внимание уделено уточнению конической формы воздухопроводящего канала. Этот филигранный в своих деталях процесс был длительным, связанным со всеми этапами становления совершенной геккелевской модели. Что же касается преобразований механизма, то еще при жизни Альменредера, в 1843 году, отверстие в...
Альменредер начал с интонации. Причину неустойчивости звуков ля он усмотрел в неудачном расположении на нижнем колене («сапоге») VI игрового отверстия и заменил его двумя, высверленными приблизительно на 180—220 мм ниже по направлению к малому каналу. Оба они прикрывались одновременно при помощи длинного клапана с двумя подушками на рычаге. Кроме того Альменредер усовершенствовал нижний регистр, добавив отсутствовавший....
Недостатки классических французских фаготов в 1820— 1830-х годах были, однако, еще слишком велики. Наиболее чувствительным из них являлась неточность интонации, но особенно — неустойчивость звуков ля, в двух средних октавах склонных к повышению. Этот порок, частично сохранившийся даже в современных инструментах французской системы, был в XIX столетии буквально камнем преткновения для исполнителей, преодолевавших его лишь путем нескончаемых упражнений. В конечном счете это переросло рамки частной проблемы: на фоне общего, довольно уже высокого уровня камерного, оркестрового, оперного музицирования бесконечные срывы и фальшивые звукоизвлечения выглядели досадными «кляксами», нередко сводившими на нет усилия целых коллективов. Начиная с 1825 года на базе инструментальной...
Конструктивные преобразования, захватившие в середине века флейту, гобой и кларнет, не могли не затронуть и фагот. К нему обращаются известные конструкторы А. Бюффе (1831 — 1885) и Ф. Триеберт (1813—1878). Их шестнадцати- и девят-иадцатиклапанные фаготы, оснащенные по предложению профессора Парижской консерватории Е. Жанкура (1815—1900) кольцевыми клапанами-«очками» для подстройки и усовершенствования ряда аппликатур, имели довольно широкое распространение.
Приблизительно в 1850 году, уже на склоне своей деятельности, Савари снабдил это отверстие специальным клапаном, который при помощи удлиненного стержня управлялся мизинцем левой руки, но мог вводиться в действие и автоматически, одновременно с нажатием клапанов а и с (на малом колене). Это управляющее устройство, несколько видоизмененное в условиях немецкой системы, стало непременной частью фаготных конструкций. Без него не обходится ни один современный инструмент. Таким образом, изобретение Савари получило обобщающее значение для обеих — французской и немецкой — систем строения фагота. В свое время фаготы Савари-младшего в несколько модернизированном виде (с двенадцатью, пятнадцатью и шестнадцатью клапанами) были скопированы лондонской фирмой «Кей и К0» (1807—1853)
Продолжая дело своего отца (также известного мастера Савари-старшего,
выпускавшего в Париже в 1788—1826 гг. девяти-клапанные фаготы и контрафаготы),
Савари-младший в 1823 году основал собственную фирму, просуществовавшую до 1850
года. Его инструменты пользовались большой славой. Подобно старинным скрипкам,
они долгое время переходили от поколения к поколению и некоторые из них можно
было встретить еще в начале XX века.
В рассматриваемый период фаготы
Савари-младшего имели одиннадцать клапанов и, очевидно, впервые получили
используемое и ныне отверстие на эсе, которое способствует извлечению и
некоторых звуков верхнего регистра.
Немецкий фагот претерпел
длительную эволюцию, о которой будет сказано в других статьях на нашем замечательном сайте. В своем окончательном
варианте он представляет собой инструмент с широким каналом правильной
конической формы и совершенным клапанным механизмом. Его яркий, ровный во всех
регистрах тон сохраняет свой характер в довольно широких динамических рамках:
от относительна сильного форте до нежного пиано. Регистры инструмента лишены
ощутимых провалов, интонация устойчива...
В XIX столетии искусство игры
на фаготе развивалось в условиях усиления ранее лишь намечавшегося
соперничества между французской и немецкой школами. Каждая из них по-своему
определяла как стиль исполнения, так и тип инструмента, которым пользовался
музыкант.
Французские и немецкие фаготы
различны по конструкции, но...