Недостатки классических французских
фаготов в 1820— 1830-х годах были, однако, еще слишком велики. Наиболее
чувствительным из них являлась неточность интонации, но особенно — неустойчивость
звуков ля, в двух средних октавах склонных к повышению. Этот порок,
частично сохранившийся даже в современных инструментах французской системы, был
в XIX столетии буквально камнем преткновения для исполнителей, преодолевавших
его лишь путем нескончаемых упражнений. В конечном счете это переросло рамки
частной проблемы: на фоне общего, довольно уже высокого уровня камерного,
оркестрового, оперного музицирования бесконечные срывы и фальшивые
звукоизвлечения выглядели досадными «кляксами», нередко сводившими на нет
усилия целых коллективов.
Начиная с 1825 года на базе
инструментальной фабрики Шотта на Майнце («Б. Шотт и сын», основана в 1780 г.)
усовершенствованием фагота занялся известный исполнитель-фаготист,
капельмейстер и придворный камер-музыкант в Нассау Карл Альменредер
(1786—1843). В результате его усилий классический, эпохи Бетховена, инструмент
рубежа XVIII—XIX столетий был коренным образом реформирован: возникла новая
модель чисто немецкой системы, принятая за основу и доведенная до высокого
совершенства знаменитой фирмой «Геккель». Собственно говоря, замечательные
геккелевские образцы, поныне не превзойденные в практике фаготного
строительства, ведут свое происхождение от ранних работ Альменредера. Следующий материал - С чего начал Альменредер?
|