В начале 1860-х годов французский военный
капельмейстер В. Саррюс в содружестве с инструментальным мастером П. Готро
создал новый язычковый инструмент с двойной тростью, получивший по имени своего
изобретателя название сарюсофон (фр. sarrussophone; тал. sarrusofono; нем. Sarrusophon). Он имел металлический (латунный) ствол
конической формы и 18 прикрытых круглыми клапанами отверстий, расположенных в
строгом соответствии с принципами Бёма...
Геккель создал новую, вошедшую в обиход и используемую до
сегодняшнего дня конструкцию контрафагота. Следует подчеркнуть, что хотя
контрафагот Геккеля воспринял некоторые особенности французской и немецкой
фаготной клапанной систем, он никоим образом не является увеличенной копией фагота
(как, допустим, геккельфон-гобой), и прежде всего потому, что отверстия на его
стволе размещены, в подавляющем большинстве, на акустически правильных
позициях. Отсюда — обилие клапанов, снабженных длинными осями. Близость фаготу
проявляется в сохранении свойственных фаготным конструкциям длинных, глубоких
сверлений для отверстий левой руки. Новый контрафагот имел и
другие конструктивные отличия от фагота. Ему...
В течение первой половины XIX столетия
общая эволюция духового инструментария, и в особенности фагота, усовершенствованного
Геккелем, затронула и контрафагот. Внимание к нему было привлечено и в связи с
требованиями партитур нового времени, все более расширявших диапазон оркестра,
вплоть до нижних границ фортепианных и органных звучаний...