Глинка с величайшей чуткостью относился к отбору инструментов: элегический строй камерной Сонаты 1825 года побудил композитора предназначить ее густому «задумчивому» тембру альта, а не яркой, хотя и гораздо более доступной (особенно в домашних условиях) кантилене скрипки. «Каждый инструмент, — говорил композитор, — заключает в себе неизъяснимую прелесть, но употребленный к делу, иногда в одной фразе, в двух, трех тактах, иногда в единой белой ноте (особенно духовые) ...»
Созданное зимой 1832/1833 года Патетическое трио по общему своему характеру продолжает ряд перечисленных произведений, но в то же время и существенно отличается от них.
Трио и упоминавшийся Секстет составили вершину творчества Глинки в этот период: оркестровой музыки подобного уровня у него в указанные годы еще не было. Более того, интерпретация инструментов в Трио во многом предвосхищает замечательные достижения глинкинского оркестра, не уступает им.
Камерно-инструментальное творчество Глинки в десятилетие с 1822-го по 1832-й годы, расцветшее до появления оперных и симфонических его созданий, первоначально не отклонялось от определившегося пути русской ансамблевой музыки.
Детские впечатления от духового музицирования сказались было в первой пробе пера — незавершенном Септете для гобоя, фагота, валторны, двух ...
В наследии творца «Ивана Сусанина» камерное творчество занимает особое место. С музицированием этого рода связаны ранние детские впечатления, пожизненно сохранившиеся в памяти ...
Для нас чрезвычайно важно отметить, что русское искусство камерного ансамбля, зародившееся в России в XVIII веке, к концу его определилось в круге тонких интеллектуальных проявлений, предваривших, по наблюдению Т. Н. Ливановой, «настроения Жуковского с его поэзией чувства и сердечного воображения».
Здесь сосредоточилась новая область музыки, отразившая стремление к ее психологическому восприятию, к углублению в «деликатные» сферы нежной ...