Предыдущая страница - Квартет и соната Глинки
Созданное зимой 1832/1833 года Патетическое трио по общему своему характеру продолжает ряд перечисленных произведений, но в то же время и существенно отличается от них.
Трио и упоминавшийся Секстет составили вершину творчества Глинки в этот период: оркестровой музыки подобного уровня у него в указанные годы еще не было. Более того, интерпретация инструментов в Трио во многом предвосхищает замечательные достижения глинкинского оркестра, не уступает им.
В ряду камерных созданий Глинки Патетическое трио — самое романтичное. Взволнованное и вместе мечтательно-элегическое, страстно-порывистое и лирически-умиротворенное, оно посвящено цветению первых чувств юности — робких, неудержимо смятенных и непостоянных. Отсюда и французский эпиграф: «Je n’ai connu l’amour que par les peines qu’il cause» («Я познал любовь только в страданиях, ею причиняемых»). И вот в столь интимно-лирическую сферу, словно предназначенную для струнных инструментов, Глинка, по собственному его признанию, «с трудом переносивший резкие звуки», ввел духовые — кларнет и фагот, причем не в качестве участников смешанного ансамбля, а как солистов, со всей вытекающей отсюда полнотой многообразных музыкально-образных задач.
Другого такого примера не найти ни в русской музыке той эпохи, ни в зарубежной. Как же это объяснить?
Если вы заинтересованы данным вопросом, то вам стоит прочесть следующую статью на тему - Строй камерной Сонаты 1825
|