Но и много позднее, вплоть до
нашего века, встречались еще (особенно в Италии) последователи французского
метода, продолжавшие во время игры держать мундштук тростью вверх (правда,
Мюллер утверждал, что на качество звука это не оказывает существенного воздействия).
Музыкальные фирмы производили инструменты обеих систем, причем это касалось не
только основного вида, но и всех его модификаций, включая используемые в
военных оркестрах и специальные модели для начинающих.
Инструменты той и другой систем равно
использовались в практике, заявляя о себе лишь некоторыми специфическими
особенностями тембра. Так, немецкие инструменты считались более подходящими
для страстного эмоционально-приподнятого характера кларнетовых соло в
веберовском «Вольном стрелке», чистый же, светлый колорит французских
кларнетов скорее соответствовал настроению вступления к вагнеровскому
«Парсифалю» или...
Преимущества усовершенствований кларнета Мюллером были очевидны: звукоряд стал
гораздо ровнее, звучание приобрело полноту, улучшилась интонация, легче стало
играть в тональностях с большим числом знаков, увеличились возможности трелей,
тремоло, но главное — по единогласному мнению современников — возник
неповторимый по колориту тембр (разумеется, при наличии соответствующего
мундштука — небольшого с узким суживающимся пазом и очень длинной, достигающей...
В самом начале XIX столетия конструктивным
изменениям подвергся и кларнет. Их автором явился выдающийся кларнетист-виртуоз
и инструментальный мастер Иван Мюллер (1786— 1854). Задачи, стоявшие перед ним,
были во многом сходны с теми, которые решались в этот период при
усовершенствовании всех флейтовых и язычковых духовых инструментов. Классический
пятишестиклапанный кларнет эпохи Моцарта все менее соответствовал новым
музыкально-эстетическим требованиям. Главные его недостатки...