Следует
сказать, что в противовес сфере гобойного исполнительства, где французская и
немецкая школы заметно отличались одна от другой, искусство игры на кларнете
не знало столь резких различий.
Инструменты той и другой систем равно
использовались в практике, заявляя о себе лишь некоторыми специфическими
особенностями тембра. Так, немецкие инструменты считались более подходящими
для страстного эмоционально-приподнятого характера кларнетовых соло в
веберовском «Вольном стрелке», чистый же, светлый колорит французских
кларнетов скорее соответствовал настроению вступления к вагнеровскому
«Парсифалю» или медленной части Четвертой симфонии Бетховена.
Любопытно, что ранние представители обеих
школ на протяжении довольно длительного периода значительно отличались друг от
друга способом звукоизвлечения. «Немцы» прижимали трость к нижней губе, а
«французы»— к верхней. Последние перешли на другую постановку лишь в 1830-х
годах.