В самом начале XIX столетия конструктивным
изменениям подвергся и кларнет. Их автором явился выдающийся кларнетист-виртуоз
и инструментальный мастер Иван Мюллер (1786— 1854). Задачи, стоявшие перед ним,
были во многом сходны с теми, которые решались в этот период при
усовершенствовании всех флейтовых и язычковых духовых инструментов. Классический
пятишестиклапанный кларнет эпохи Моцарта все менее соответствовал новым
музыкально-эстетическим требованиям.
Главные его недостатки порождались несовершенством
системы игровых отверстий, расположение которых зависело от досягаемости для
пальцев исполнителя, а диаметр — от величины пальцевых подушечек. Это вступало
в противоречие с законами акустики: сужение отверстий, равно как и искусственное
сближение их на стволе инструмента (требовавшее замысловатых косых сверлений),
влекли за собой искажение тембра, неровности звукоряда, нарушения интонации.
|