Предыдущая страница - Патетическое трио Глинки
Глинка с величайшей чуткостью относился к отбору инструментов: элегический строй камерной Сонаты 1825 года побудил композитора предназначить ее густому «задумчивому» тембру альта, а не яркой, хотя и гораздо более доступной (особенно в домашних условиях) кантилене скрипки. «Каждый инструмент, — говорил композитор, — заключает в себе неизъяснимую прелесть, но употребленный к делу, иногда в одной фразе, в двух, трех тактах, иногда в единой белой ноте (особенно духовые) ...»
Возможность случайности, таким образом, исключается. В известной мере обращение к кларнету и фаготу может объясняться их близостью к народным тембровым прообразам, что обусловило особую роль этих инструментов в русской музыке. Но это лишь часть истины, ибо в
Патетическом трио связи с народным песенно-танцевальным искусством непосредственно не проявляются: музыкальные истоки Трио — в интонациях городской лирики, легших в основу стилистической тенденции, в дальнейшем увенчавшейся Вальсом-фантазией,— стало быть речь идет не о прямых соприкосновениях с народной песенностью, а о тех ее опосредованиях в сфере городского музыкального быта, которые порождают утонченность, рафинированность, подчеркнутый интеллектуализм новой камерной музыки. Соответственно, не прямое подражание народным рожковым тембрам обосновывает инструментовку Трио, а такое их преломление, которое способно воспроизвести указанные качества. Отсюда фагот и кларнет оказываются в кругу небывалых выразительных задач, возникает богатство интерпретаций, открывающее новый исторический этап духовой музыкально-инструментальной культуры.
|