В течение первой половины XIX столетия
общая эволюция духового инструментария, и в особенности фагота, усовершенствованного
Геккелем, затронула и контрафагот. Внимание к нему было привлечено и в связи с
требованиями партитур нового времени, все более расширявших диапазон оркестра,
вплоть до нижних границ фортепианных и органных звучаний.
Овладение столь низкими частотами в
пределах регистра язычкового духового инструмента было, конечно, делом весьма
сложным. Трудность задачи заключалась не столько в продлении диапазона — уже
ранний, упоминаемый Преториусом контрафагот Ханса Шрайбера достигал
«16-футового С» (то есть С2 по звучанию). Основную проблему
представляла модернизация архаической механики этого крайне неуклюжего инструмента,
уточнение его интонации и совершенствование тембра. Старые франко-бельгийские
контрафаготы (длиною около 6 футов и 9 дюймов и нижней границей диапазона С2)
имели гулкий, ревущий звук и лишь несколько интонационно-устойчивых тонов.
Другая конструкция — контрабасофон X. Хазенеера — имела значительно более
широкий, чем у обычного контрафагота, канал и соответственно увеличенные
пальцевые отверстия. Звук же оставался грубым и громким, пиано — трудноисполнимым. Следующая страница - Конструкция контрафагота Геккеля
|