Геккель создал новую, вошедшую в обиход и используемую до
сегодняшнего дня конструкцию контрафагота. Следует подчеркнуть, что хотя
контрафагот Геккеля воспринял некоторые особенности французской и немецкой
фаготной клапанной систем, он никоим образом не является увеличенной копией фагота
(как, допустим, геккельфон-гобой), и прежде всего потому, что отверстия на его
стволе размещены, в подавляющем большинстве, на акустически правильных
позициях. Отсюда — обилие клапанов, снабженных длинными осями. Близость фаготу
проявляется в сохранении свойственных фаготным конструкциям длинных, глубоких
сверлений для отверстий левой руки.
Новый контрафагот имел и
другие конструктивные отличия от фагота. Ему не были приданы ни эсный клапан,
ни клапаны для верхних а и с. Вместо них — два октавных клапана для
большого пальца левой руки, из которых нижний используется от G до с1 (по записи, но звучит
октавой ниже) и от as1 вверх; верхний — от dl до g1 (cis1 лучше извлекать без участия октавных клапанов нажатием нижнего f и открыванием среднего cis). Аппликатура верхнего регистра более проста, нежели у фагота.
Вместо сложных пальцевых комбинаций весь участок-выше Р извлекается по
принципу натурального звукоряда: как вторые гармоники от соответствующих тонов,
выше bl — как
третьи гармоники, с2 легко воспроизводится в качестве четвертой
гармоники. Нижний предел инструмента с обычным деревянным раструбом — C1 по написанию (звучит С2), однако в практике требуются
нередко более низкие звуки, для которых предназначается специальный удлиненный
металлический раструб, продлевающий диапазон до A2.
Конструкция Геккеля фактически преодолела
интонационные недостатки старого контрафагота, а кроме того внесла теплоту и
мягкость в его тембр. Уязвимым местом остается недостаточная сила звука: лишь в
нижней квинте своего объема контрафагот позволяет добиваться несколько большей
динамики (превышающей mp). Значительно обогатился контрафагот Геккеля и в техническом отношении.
Он приобрел гибкость, даже беглость, позволяющую исполнение довольно подвижных
восходящих пассажей (вместе с виолончелями и контрабасами, например в Первом
концерте С. Прокофьева для фортепиано с оркестром).
|