В начале 1860-х годов французский военный
капельмейстер В. Саррюс в содружестве с инструментальным мастером П. Готро
создал новый язычковый инструмент с двойной тростью, получивший по имени своего
изобретателя название сарюсофон (фр. sarrussophone; тал. sarrusofono; нем. Sarrusophon). Он имел металлический (латунный) ствол
конической формы и 18 прикрытых круглыми клапанами отверстий, расположенных в
строгом соответствии с принципами Бёма.
Сарюсофон возник сразу в шести
разновидностях: сопрановый in В, альтовый
in Е, теноровый in В, баритоновый in Е, басовый in В„ контрабасовый in Es и in С. Сопрановый инструмент прямой; альтовый, теноровый,
баритоновый — с загнутым раструбом,, басовый по форме близок контрафаготу.
Сарюсофоны (особенно басовый), с их
довольно сильным, хрипловатым звуком, получили применение в военных духовых
оркестрах, где нежные гобойные и фаготные тембры обычно теряются. В
симфонических оркестрах басовый сарюсофон иногда заменяет контрафагот (главным
образом, в партитурах французских авторов), но в целом этот инструмент не вышел
за пределы Франции, где до сих пор активно используется в военно-духовом
музицировании.
|