Меню сайта
Категории раздела
Кларнет [4]
Гобой [5]
Саксофон [4]
Фагот [10]
Контрафагот и Сарюсофон [3]
Мундштучные музыкальные инструменты [12]
Интересные места [16]
Архитектура
Глинка [5]
Наш опрос
Как вы попали на этот прекрасный сайт?
Всего ответов: 30
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Всё про музыкальные инструменты Пятница, 29.03.2024, 10:25
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог статей
Главная » Статьи » Мундштучные музыкальные инструменты

Линии развития инструментализма
В процессе исторического формирования инструментализма можно выделить две основные линии развития. Одна непосред­ственно связана со сложившимися, проверенными практикой исполнительскими приемами. Всячески развивая и варьируя их, она порождает ту изобильную салонно-концертную продукцию, которая создается зачастую самими виртуозами и именно вир­туозность, внешнюю эффектность делает своим основным со­держанием. Произведения такого рода нередко переживают свое время, но сохраняют обычно лишь учебно-вспомогатель­ное, либо эстрадно-развлекательное значение.

Другая линия развития инструментализма определяется прежде всего содержанием творчества. Требования и к выра­зительным, и к техническим возможностям инструмента обус­ловлены особенностями образной сферы. Инструментальная специфика складывается не столько на почве исполнительских традиций (безусловно, учитываемых в процессе сочинения), сколько под влиянием непосредственно художественно-творче­ских требований на той или иной ступени музыкальной эволю­ции. Развитие инструментализма этого рода сопряжено, таким образом, с развитием музыкальных стилей. Интродукцию и вариации для флейты Шуберта, несомненно, следует отнести к произведениям второго типа, это наиболее ранний и глубоко показательный образец романтической му­зыки во всей флейтовой литературе.  

Тема вариаций почти точно воспроизводит эту мелодию, изменения невелики. Сохранены тональность и двухдольный метр, переосмыслены темп, характер сопровождения, штрихи и добавлены мелизмы.  

Существенным изменениям мелодического ма­териала, Шуберт придает теме ярко выраженный танцевальный характер. В каждой из семи вариаций при наличии внутрен­него контраста сохраняются структуры и гармонический план темы. Жанр строгих вариаций побуждает к использованию виртуозных возможностей инструмента, проявляющихся во всем блеске. Подчеркивая ши н. с вокальным первоисточником, Шуберт, как уже говорилось, сохраняет и пьесе для флейты тональный план песни «Засохшие цветы»: минор и мажор с тоникой ми. Последнее крайне необычно для шести-восьмиклапаиной флейты первой трети XIX столетия, конструкция которой хотя и допу­скала игру практически во всех тональностях, но была все же более удобной в строях с малым числом ключевых знаков (ре, соль), и им отдавалось предпочтение в концертно-виртуозной практике.  

Кроме того, в вариациях избранная Шубертом то­нальность темы вынуждает к опоре, главным образом, на невы­годный, слабо звучащий средний регистр флейты. Разнохарак­терные виртуозные последования в этом регистре чрезвычайно трудны для исполнения. Таковы энергичные легатные последо­вательности в 1-й вариации и подвижная кантилена в начале 3-й. В 5-й вариации задача еще более усложняется, когда блестящая концертная фактура флейтовой партии пере­мещается к нижнему пределу звукоряда, включая ми1. В то же время «рабочий диапазон» инструмента включает и крайне высокие звуки, достигая ля3, что почти ис­черпывает возможности старой восьмиклапанной флейты. Кроме чисто регистровых трудностей в вариациях возникают еще и другие, связанные, в частности, с характером сопровож­дения. Динамичная фактура фортепиано, пожалуй, впервые в концертной практике флейты, выдвигает столь специфические требования к ансамблю. Частые удвоения (Шуберт порой дуб­лирует пассажи флейты мощными аккордами фортепиано), чередования мелодических и виртуозных эпизодов, смысловая взаимосвязь в нюансировке — все это нуждается в специаль­ном внимании к соотношению флейтовых и фортепианных звуч­ностей. Содержание, характер и стилистические особенности произ­ведения обусловили целый комплекс новых исполнительских требований. Они ориентируют исполнителя не на сложившуюся в предшествующую эпоху систему игровых традиций и прие­мов, а на ту, которую выдвигала романтическая музыка. Перед флейтистом ставилась, например, задача переосмысления сред­него и нижнего регистров, приобщения к более широкому кругу образов. Пересмотру подлежат также ансамблевые, виртуоз­ные, фактурные ресурсы инструмента. Именно такого рода пре­образования подводили к новому этапу в инструментальном искусстве. Вебер открыл эпоху романтического инструмента­лизма в области применения кларнета, фагота, валторны; Шу­берт приобщил к ним флейту.
Категория: Мундштучные музыкальные инструменты | Добавил: wayziza (14.07.2013)
Просмотров: 1157 | Теги: шуберт, вебер, Засохшие цветы | Рейтинг: 5.0/1

Смотрите также
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Будьте с нами!
Калькулятор
Copyright MyCorp © 2024