В процессе исторического формирования инструментализма можно выделить
две основные линии развития. Одна непосредственно связана со сложившимися,
проверенными практикой исполнительскими приемами. Всячески развивая и варьируя
их, она порождает ту изобильную салонно-концертную продукцию, которая создается
зачастую самими виртуозами и именно виртуозность, внешнюю эффектность делает
своим основным содержанием. Произведения такого рода нередко переживают свое
время, но сохраняют обычно лишь учебно-вспомогательное, либо эстрадно-развлекательное
значение.
Другая линия развития инструментализма
определяется прежде всего содержанием творчества. Требования и к выразительным,
и к техническим возможностям инструмента обусловлены особенностями образной
сферы. Инструментальная специфика складывается не столько на почве
исполнительских традиций (безусловно, учитываемых в процессе сочинения),
сколько под влиянием непосредственно художественно-творческих требований на
той или иной ступени музыкальной эволюции. Развитие инструментализма этого рода
сопряжено, таким образом, с развитием музыкальных стилей.
Интродукцию и вариации для флейты Шуберта,
несомненно, следует отнести к произведениям второго типа, это наиболее ранний и
глубоко показательный образец романтической музыки во всей флейтовой литературе.
Тема вариаций почти точно
воспроизводит эту мелодию, изменения невелики. Сохранены тональность и
двухдольный метр, переосмыслены темп, характер сопровождения, штрихи и
добавлены мелизмы.
Существенным изменениям
мелодического материала, Шуберт придает теме ярко выраженный танцевальный
характер. В каждой из семи вариаций при наличии внутреннего контраста
сохраняются структуры и гармонический план темы. Жанр строгих вариаций
побуждает к использованию виртуозных возможностей инструмента, проявляющихся во
всем блеске.
Подчеркивая ши н. с вокальным
первоисточником, Шуберт, как уже говорилось, сохраняет и пьесе для флейты
тональный
план песни «Засохшие цветы»:
минор и мажор с тоникой ми. Последнее крайне необычно для шести-восьмиклапаиной
флейты первой трети XIX столетия, конструкция которой хотя и допускала игру
практически во всех тональностях, но была все же более удобной в строях с малым
числом ключевых знаков (ре, соль), и им отдавалось предпочтение в
концертно-виртуозной практике.
Кроме того, в вариациях
избранная Шубертом тональность темы вынуждает к опоре, главным образом, на
невыгодный, слабо звучащий средний регистр флейты. Разнохарактерные
виртуозные последования в этом регистре чрезвычайно трудны для исполнения.
Таковы энергичные легатные последовательности в 1-й вариации и
подвижная кантилена в начале 3-й. В 5-й вариации задача еще более усложняется,
когда блестящая концертная фактура флейтовой партии перемещается к нижнему
пределу звукоряда, включая ми1. В то же время «рабочий
диапазон» инструмента включает и крайне высокие звуки, достигая ля3, что почти
исчерпывает возможности старой восьмиклапанной флейты.
Кроме чисто регистровых
трудностей в вариациях возникают еще и другие, связанные, в частности, с
характером сопровождения. Динамичная фактура фортепиано, пожалуй, впервые в
концертной практике флейты, выдвигает столь специфические требования к ансамблю.
Частые удвоения (Шуберт порой дублирует пассажи флейты мощными аккордами
фортепиано), чередования мелодических и виртуозных эпизодов, смысловая
взаимосвязь в нюансировке — все это нуждается в специальном внимании к
соотношению флейтовых и фортепианных звучностей.
Содержание, характер и
стилистические особенности произведения обусловили целый комплекс новых
исполнительских требований. Они ориентируют исполнителя не на сложившуюся в предшествующую
эпоху систему игровых традиций и приемов, а на ту, которую выдвигала
романтическая музыка. Перед флейтистом ставилась, например, задача
переосмысления среднего и нижнего регистров, приобщения к более широкому кругу
образов. Пересмотру подлежат также ансамблевые, виртуозные, фактурные ресурсы
инструмента. Именно такого рода преобразования подводили к новому этапу в
инструментальном искусстве. Вебер открыл эпоху романтического инструментализма
в области применения кларнета, фагота, валторны; Шуберт приобщил к ним флейту.