Предыдущая страница - Механизм для включения двух основных тональных дуг Конструкция первых вентилей не была совершенной. Изобилие узких колец
с острыми стыками отрицательно влияло на проходивший сквозь них столб воздуха,
а это приводило к дефектам строя и звука. Имелись сложности и более серьезные,
связанные непосредственно с вентильной системой в целом. Суть заключалась в
том, что комбинации вентилей, используемые при звукоизвлечении, нарушали
необходимые теоретически обоснованные пропорции длины воздушного столба.
Действительно, если исходить из приведенных соотношений, то для понижения на
один тон (достигаемого, как известно, нажатием 1-го вентиля) 4-футовый канал
нужно удлинить на 1/8, то есть добавить к нему 6 дюймов. После этого нажатие
2-го вентиля, включающего, как известно, дополнительно 1/15 длины основного
канала, должно дать понижение еще на полтона. Однако звук получается фальшивым,
ибо протяженность воздушного столба, полученного с участием 1-го вентиля,
составляет теперь не 4 фута, а 4 фута и 6 дюймов и, стало быть, дополнительные
трубки 2-го вентиля уже не составляют 1/15 этой новой длины. Дефект еще более
увеличивается с введением в действие 3-го, а позднее и 4-го вентилей.
Для уточнения строя возникло
бесконечное количество систем автоматической коррекции. Наиболее эффективна и
принята в практике система укорачивающих вентилей. Такие вентили отключали
трубки и тем укорачивали воздушный столб, что вызывало соответственное
повышение тона. Благодаря этому погрешности строя в значительной степени
устранились. Кроме того, ввод в механизм инструмента вентилей укорачивающего
типа (повышающих) приводил к сокращению числа и протяженности дополнительных
трубок, что выгодно сказывалось на конструкции валторны, уменьшая ее вес.
Несмотря на возросшие
возможности вентильных инструментов, по сравнению с натуральными, их
недостатки, касающиеся интонационной и тембровой сторон, были еще весьма значительны.
В Германии, например, вплоть до 1850 года, ряд партитур предусматривал наличие
наряду с вентильным рогом натурального— для особо ответственных
(художественных) эпизодов, требующих чистоты и характерности тембра. Следующий материал - Мундштучное семейство
|