Предыдущий материал - Конструкция первых вентилей Изобретение вентилей не
только расширило возможности валторны и трубы, но открыло путь для создания
целой группы новых представителей мундштучного семейства. Речь пойдет о духовых
вентильных инструментах, возникших в XIX столетии и нашедших свое применение
главным образом в военных и духовых, а в ряде случаев в симфонических либо
оперных оркестрах. С последними более всего связана туба и так называемая
вагнеровская туба, используемая в оперном оркестре и совершенно не связанная с
духовым. Оба эти инструмента появились в значительной степени под влиянием
складывавшейся системы вентилей, но в то же время имели свои корни и в прошлом.
Предком вагнеровской тубы был бюгельгорн XVIII столетия, а тубы — серпент конца
XVI века.
Берлиоз называет тембр
серпента «варварским» и уподобляет его «устрашающему пению хора в Dies irae.
Здесь его холодный, вызывающий содрогание рев вполне уместен... К тому же он
плохо сочетается с другими оркестровыми тембрами и человеческими голосами».
Попытки усовершенствования
серпента были, таким образом, неизбежны. Примечательно, что они в большой
степени отразили — ив этом закономерность исторической эволюции — процесс
перерождения средневекового поммера (бомбарды) в фагот. И там и здесь идея
трансформации заключалась в изменении формы конического канала: змеевидный
серпент (как и более 250 лет назад прямой басовый поммер) получил U-образный
фаготный ствол. Заслуга этого изобретения принадлежит итальянскому
оркестровому музыканту —«серпентисту» Ж. Режибо из французского города Лилля,
который впервые построил серпент в форме фагота из трех составных частей.
(Характеристика инструмента содержится в объявлении, помещенном в «Музыкальном
календаре Фремера» за 1789 год.) Следующий материал - Французский музыкант
А. Фришо
|